Россия меняет тактику на поле боя
Jun. 19th, 2023 03:51 amСилы Москвы к лету 2023 года по-прежнему остаются неровными. Но, готовясь к контрнаступлению, они улучшили дисциплину, координацию и поддержку с воздуха, предвещая перемены в войне в ожидании украинского контрнаступления. Thomas Gibbons-Neff и Natalia Yermak из Краматорска, и Julian E. Barnes из Вашингтона, The New York Times.

КРАМАТОРСК, Украина. Группа солдат вышла из своего украинского бронетранспортера всего на несколько минут, когда линия деревьев перед ними взорвалась вследствие российского обстрела. Около дюжины солдат, посланных для укрепления траншеи, оказались скованными на несколько часов.
«Никогда не видел столько огня с такого количества позиций», — рассказал солдат в отчете о миссии, полученном The New York Times.
В бою, который произошел в марте под украинским городом Бахмут, погиб один военнослужащий, сражавшийся за Украину, и девять получили ранения. Российские войска, говорится в сообщении, продемонстрировали «высокий уровень мастерства и снаряжения».
Засада была частью терпеливой, дисциплинированной операции, которая контрастировала с беспорядочной российской тактикой, характерной для большей части первого года войны, начавшейся в феврале 2022 года. Это была смертельная демонстрация того, что российские военные учатся на своих ошибках и адаптируются к украинской тактике, сильно недооценив ее изначально.
Россия завоевала позиции в начале войны с помощью чистой огневой мощи. Интервью с 17 украинскими солдатами, российскими военнопленными, офицерами, иностранными боевиками и западными официальными лицами, а также обзор документов и видео показывают, что в последние месяцы успехи Кремля, особенно в Бахмуте, частично связаны с приспособляемостью.

Российские бронеколонны, например, больше не бросаются в районы, где их можно быстро повредить или уничтожить. Войска чаще используют беспилотники и зондирующие атаки, а иногда и просто кричат, чтобы найти украинские окопы перед нанесением удара. А группа наемников «Вагнера» показала способность опережать украинских защитников благодаря сочетанию улучшенной тактики и малочисленных групп.
Начав свое долгожданное контрнаступление, Украина хорошо вооружена благодаря усовершенствованным технологиям связи и американскому и европейскому оружию.
Но силы Москвы улучшили свою оборону, координацию артиллерии и поддержку с воздуха, развернув кампанию, которая может сильно отличаться от первых дней войны. Эти улучшения, по словам западных официальных лиц, скорее всего, сделают Россию более сильным противником, особенно когда она сражается в обороне, используя свои сильные стороны на поле боя. Этот оборонительный поворот сильно отличается от первоначального плана России по полномасштабному вторжению и поражению Украины.
Безусловно, вдоль линии фронта протяженностью примерно 600 миль военные возможности России остаются неравномерными. Заключенные стали частью его операций, сыграв заметную роль в битве за Бахмут, несмотря на отсутствие у них подготовки. Растущая зависимость Кремля от беспилотников-камикадзе или планирующих бомб, сбрасываемых с воздуха, отражает не только нехватку боеприпасов, но и новаторский стратегический сдвиг.
«Они пытаются найти тыловые командные пункты рот, бригад и уничтожить их на большом расстоянии, чтобы максимально нарушить связь между подразделениями», — сказал Граф, командир украинского подразделения беспилотников. По большей части обезвреженные после вторжения российские ВВС адаптировали свою тактику и вооружение, в том числе планирующие бомбы, для атаки украинских сил, не рискуя своей авиацией.
Американские официальные лица признают, что российская тактика улучшилась. Но эти чиновники считают, основываясь на отчетах разведки с поля боя, что успех в Бахмуте во многом был связан с готовностью Вагнера бросить пленных в бой, невзирая на цену жизней.
Но солдаты на земле видели, что происходит что-то еще.

Солдаты, сражавшиеся за Украину в Бахмуте, описывали битву, которая закончилась совсем не так, как началась. Заключенных было не так много. Вместо этого, по их словам, профессиональные бойцы Вагнера координировали наземный и артиллерийский огонь по украинским позициям, а затем быстро обходили их с флангов, используя небольшие группы.
Например, когда украинская территория сократилась до последних нескольких кварталов, российские войска заполнили удерживаемое украинцами здание артиллерией. Через несколько мгновений после отступления российские войска оказались внутри.
«Украинцы просто не успевали», — сказал один солдат иностранного легиона. Чтобы противодействовать стратегии России, украинские силы взрывали здания, подрывая их по мере отступления.
В мартовском отчете о миссии, которым поделились с The Times, упоминался этот тип врага: «Предполагается, что это группа Вагнера», — говорится в отчете. «Это доказательство хорошей подготовки». «Использовали эффективный огонь и маневры», — продолжил он, описывая «лучше всего экипированных русских солдат».

Но мастерство в одной области или во время одной миссии еще не получило широкого распространения. И американские официальные лица говорят, что, хотя Россия адаптировала свою тактику, ее войска в целом не становятся более изощренными.
Самые опытные русские солдаты погибли в начале войны. Те, кто воюет сегодня, в том числе менее подготовленные недавно мобилизованные силы, с трудом проводят наступательные операции и координируют движения крупных воинских частей. А российские танки, понесшие значительные потери в течение 2022 года, теперь часто отводятся от линии фронта для использования в качестве своего рода артиллерии.
«У них сейчас недостаточно танков, — сказал Граф. «У них недостаточно артиллерии, чтобы создать шквал огня».
Изменение российской тактики видно как по наблюдению беспилотников, так и из глубины украинской траншеи.
Руслан Зубариев, украинский солдат, который носит позывной «Хищник», сказал, что недалеко от оккупированного Россией города Сватово на востоке страны русские использовали хрестоматийную тактику, пытаясь прорвать его линию траншей в феврале.
«Они изменили тактику за последние шесть месяцев», — сказал он, описывая нападение, которое основывалось на определенной степени стратегии поверх грубой силы.

В течение четырех дней российские обстрелы уничтожали листву над головой, открывая украинские позиции. Затем, по его словам, они двинулись вперед на бронетранспортере в сопровождении примерно дюжины солдат.
Но, указывая на пределы тактических улучшений, г-н Зубариев сказал, что русским не хватило разведывательных данных о местонахождении украинских траншей. В последовавшем бою, который он заснял на видео, 21-летнему Зубареву удалось почти в одиночку остановить наступление русских.
«Они сделали все идеально», — сказал он. «Но что-то у них не получилось. Как всегда, недостаточно информации».
Вокруг восточного города Кременная, где российские войска закрепились после того, как в сентябре они были отброшены на северо-восток, обе стороны по очереди начинают небольшие наступательные операции в своего рода танце.
«Обе стороны пытаются доказать противнику, что мы сейчас наступим», — сказал Граф. «И никто не уверен, кто это сделает или где это будет сделано».

В последние дни Украина получила территорию вокруг Бахмута, чтобы занять ключевую высоту. Российские войска несут большие потери, пытаясь защитить город, который находится как бы в чаше. Российские войска обратились к бывшим заключенным, к тактике окапывания, впервые использованной Вагнером, по словам недавно взятого в плен российского солдата, который был бывшим заключенным.
По словам украинских солдат, российские траншеи зачастую построены лучше, чем их украинские аналоги. В мартовском отчете миссии говорится, что бункеры были похожи на «паутинные норы во вьетнамском стиле» и «настолько глубоки, что беспилотники их не обнаруживают».
По словам одного американского чиновника, такие оборонительные позиции создадут огромные проблемы, и еще слишком рано судить, сможет ли Украина их преодолеть. Российская оборона выстроена эшелонами и, несмотря на месяцы неудач и потерь, продемонстрировала решимость продолжать боевые действия.
ПВО России по-прежнему суровы, равно как и ее способность глушить связь и сбивать беспилотники. По мере продвижения украинских войск те будут более уязвимы для российской поддержки с воздуха.
«Что будет дальше — черт его знает», — сказал Зубариев. «Для них неважны потери».