
Вводные данные: 26 июля между 9:30 и 11:30 пограничный пункт «Троебортное» на территории Брянской области подвергся обстрелу посредством одного беспилотного ударного дрона «Switchblade 300». Геолокация точки поражения: 51.88219026733701, 34.34700616947222. Расстояние от украинской границы: около 1,8 км.

В результате обстрела погиб 1 (Сурдул Иван) и ранены еще 3 человек. По подтвержденным данным, погибший и один из раненых (Кулиш Василий) — граждане Молдовы. Вероятно, гастарбайтеры-дальнобойщики, обратившиеся на АПП в целях пролонгации временного ввоза/регистрации транспортного средства. Двое других — вероятно, сотрудники Пограничной службы ФСБ либо Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Могла ли обстрел совершить украинская сторона?
— Краткий ответ: да. Несмотря на то, что Украина не признает случаи обстрелов территории России. Сотрудники Пограничной службы РФ являются комбатантами согласно нормам гуманитарного права. — Дальность полета беспилотника «Switchblade 300» (10 км) позволяет совершить такое действие. — Вероятность этого события уменьшается с учетом того, что: а) ранее украинская сторона не замечена в обстрелах территории РФ с помощью дронов Switchblade; б) обстрел приграничных территорий, как правило, ведется в ответ на огонь российских силовиков, чего не имело места в этом случае; в) видео и полета беспилотника, и момента непосредственного поражения были опубликованы в сети буквально в течение 2-3 часов (сложно найти мотивы такого поступка, когда видео — явное подтверждение ранения гражданского лица); г) у Украины нулевые мотивы поражать граждан Молдовы, гражданских или военных; д) использование дефицитного и дорогого боеприпаса для поражения цели с сомнительной/нулевой полезностью выглядит, по меньшей мере, странно.
Могла ли обстрел совершить российская сторона?
— Краткий ответ: да. У российской стороны есть некоторое количество трофейных дронов. И в целом любое трофейное оружие за исключением тяжелой техники — вполне обычное явление во время боевых действий. — Пикантности добавляет тот факт, что деятельность пограничных пунктов напрямую контролируется ФСБ РФ. — Вероятность события увеличивается с учетом того, что: а) видео были быстро слиты в сеть; причем второе видео, с камеры наблюдения, точно слито российской стороной; б) специально выбран момент, когда на АПП находились гражданские лица; в) факт прилета боеприпаса в точку нахождения в ней в этот момент гражданских, по меньшей мере, подозрителен; г) пораженными, случайно либо намеренно, оказались граждане Молдовы (не Беларуси или Северной Кореи), с которой у Украины дружественные отношения.
Возможно, самая интересная, но пока неподтвержденная (неизвестен ни точный угол, ни полная траектория) информация: по видео полета дрона видно, что беспилотник летит с юго-восточной стороны. На юго-востоке от точки поражения находится Брянская область вплоть до границы с Курской областью. Украинская граница расположена на юго-западе.
Я не призываю делать однозначные выводы о причастности к инцинденту той или другой стороны — у вас все равно вряд ли получится это сделать. Но призываю хорошо осознавать тот факт, что пребывание в приграничной зоне, прилегающей к линии фронта или государственной границе двух стран, во время вооруженного конфликта несет опасность для любых находящихся там лиц. И этот случай — отличное тому подтверждение; по этой, собственно, причине он и выбран для иллюстрации.
В этом контексте россиянам повезло: ширина небезопасной зоны на территории России/оккупированных прифронтовых зон составляет 120 км (дальность полета «Точки-У»). В Украине безопасных зон для мирного населения вообще не существует.