Поход на Москву: 10 уроков мятежа
Jun. 27th, 2023 04:24 amКак понимать поход Евгения Пригожина на Москву и его внезапный финал? Часто встречаются заговоры без переворота; этот поход оказался переворотом без заговора. Тем не менее, каким бы странным ни был мятеж вождя наемников, мы можем сделать некоторые выводы из его протекания и из его завершения. Анализ от Тимоти Снайдера.

1. Путин непопулярен.
Все опросы общественного мнения, которые у нас есть, проходят в среде, где его власть рассматривается как более или менее неизбежная, и где неверный ответ на вопрос кажется рискованным. Но когда власть Путина была свергнута, как, например, когда Вагнер захватил город Ростов-на-Дону, казалось, никто не возражал. Реагируя на мятеж Пригожина, некоторые россияне были в эйфории, а большинство казались апатичными. Чего не было видно, так это того, чтобы кто-либо в любом российском городе спонтанно выражал свою личную поддержку Путину, не говоря уже о том, чтобы кто-то шел на какой-либо личный риск от имени его режима.
Эйфория подсказывает мне, что некоторые русские готовы к тому, чтобы ими правил другой эксплуататорский режим. Апатия указывает на то, что большинство россиян в этот момент просто считают само собой разумеющимся, что ими будет править гангстер с наибольшим количеством оружия, и просто будут продолжать свою повседневную жизнь, независимо от того, кто этот гангстер.
2. Пригожин представлял угрозу для Путина.
Потому что он делает почти то же самое, что и Путин, и использует собственные активы Путина. И само российское государство, и корыстная фирма Пригожина «Вагнер» — это экстрактивные режимы с большими связями с общественностью и вооружением.
Режим Путина существует, а города Москва и Санкт-Петербург относительно богаты благодаря колониальной эксплуатации углеводородных ресурсов Сибири. Богатство принадлежит очень небольшому числу людей, а русское население регулярно удовлетворяет зрелищем бессмысленной войны — в Украине, в Сирии, снова в Украине — чтобы отвлечь внимание от основного положения дел и убедить их в том, что это какой-то внешний враг, (подсказка: никакого врага на самом деле нет).
Вагнер функционировал как некая интенсификация Российского государства, выполняя самую грязную работу за пределами России, не только в Сирии и на Украине, но и в Африке. Она субсидировалась российским государством, но настоящие деньги ЧВК зарабатывала на собственной добыче полезных ископаемых, особенно в Африке. В отличие от большинства других начинаний, война Вагнера на Украине была проигрышной. Пригожин использовал отчаяние российской пропаганды для победы, приписав себе победу под Бахмутом. Этот небольшой город был полностью разрушен и заброшен к тому времени, когда его взял Вагнер, ценой десятков тысяч русских жизней.
Но поскольку это был единственный выигрыш в ужасно затратном и стратегически бессмысленном наступлении России в 2023 году, путинские СМИ должны были изобразить Бахмут как какой-то Сталинград или Берлин. Этим воспользовался Пригожин. Он смог направить ложную славу на себя даже тогда, когда отозвал Вагнер из Украины. Тем временем он все более вульгарно критиковал военачальников Российской Федерации, тем самым не давая российскому государству (и Путину) получить дивиденды от кровавого зрелища оккупации Украины. В итоге Вагнеру удалось заставить путинский режим работать на это.
3. Пригожин рассказал правду о войне.
К этому нужно относиться как к своего рода корыстной случайности: Пригожин — колоритный и искусный лжец и пропагандист. Но его поза правдоруба в дни перед походом на Москву помогла ему. Он хотел занять эту позицию в российском общественном мнении: человека, который верно сражался за Россию и одержал единственную значимую победу России в 2023 году, вопреки некомпетентности режима и бессмысленности самой войны.
Я не уверен, что было уделено достаточно внимания тому, что Пригожин сказал о мотивах войны Путина: что это не имело ничего общего с расширением НАТО или украинской агрессией, а было просто вопросом желания доминировать над Украиной, заменить ее режим московским. В чем должен был помочь дружественный политик (Виктор Медведчук), а затем была задача захватить украинские ресурсы и финансово удовлетворить российскую элиту. Учитывая то, как на самом деле работает российская политическая система, это звучит правдоподобно. Различные доводы Путина резко противоречат тому, как на самом деле работает российская политическая система.
4. Россия находится в гораздо меньшей безопасности, чем до вторжения в Украину.
Это довольно очевидный тезис, на который обращали внимание многие люди, кроме меня, начиная с первого вторжения в 2014 году. С этого момента никогда не было никаких оснований полагать, что Путин заботится о национальных интересах России. Если бы он это делал, то никогда бы не начал конфликт, заставивший Россию подчиниться Китаю, который является единственной реальной угрозой на ее границах. Любой реалист в Москве, обеспокоенный российским государством, будет стремиться уравновесить Китай и Запад, а не проводить политику, которая должна оттолкнуть Запад.
Путина беспокоило, что Украина может служить образцом. В отличие от россиян, украинцы могли голосовать и пользовались свободой слова и выбора союзов. Это не было угрозой для России, но было угрозой для собственной власти Путина. Путин, безусловно, рассматривал Украину как возможность устроить спектакль, который отвлечет внимание от интенсивной коррупции его собственного режима и укрепит свою репутацию лидера, способного собрать земли, которые он ложно изображал как «русские». Но все это не имеет ничего общего с безопасностью России как государства или благополучием россиян как народа («обиратель емель русских», другими словами — прим.)
Путин 2022 года (гораздо больше, чем Путин 2014 года), кажется, поверил собственной пропаганде, переоценив российскую мощь и отметая реальность украинского государства и украинского гражданского общества, чего не сделал бы ни один реалист. Это означало, что второе вторжение провалилось, а это значит (как я писал еще в феврале 2022 года), что провал даст возможность конкурирующему военачальнику. Пригожин был этим военачальником, и он воспользовался этой возможностью. Все это могло казаться абстрактным, пока он не повел свои войска маршем на Москву, сбив шесть российских вертолетов и один самолет и остановившись, так и не встретив значимого сопротивления. Безусловно, у Вагнера было много преимуществ, таких как то, что местные жители считали его русским, и он знал, как работает местная инфраструктура. Тем не менее, Марш Пригожина показывает, что небольшим силам не составит труда добраться до Москвы. Такого не было до того, как большая часть российских вооруженных сил была введена в состав Украины, где многие из лучших частей фактически прекратили свое существование.
5. Когда Путин загнан в угол, он спасает только себя.
На Западе нас беспокоят эмоции Путина. Что он может сделать, если почувствует угрозу? Может ли он сделать что-то ужасное с нами? Путин поощряет этот ход мыслей постоянным бахвальством по поводу «эскалации» и тому подобного. В субботу Путин произнес очередную речь, полную угроз, на этот раз в адрес Пригожина и Вагнера. Потом он сел в самолет и улетел в другой город. А потом заключил сделку с Пригожиным. И тогда все юридические обвинения с Пригожина были сняты. А потом путинские пропагандисты объяснили, что все это совершенно нормально.
Пока Путин у власти, он будет этим заниматься. Он будет угрожать и надеяться, что эти угрозы изменят поведение его врагов. Когда это не удастся, он изменит месседж. Его режим держится на пропаганде, и, в конце концов, зрелище, созданное военными, служит пропаганде. Даже когда это зрелище настолько унизительно, насколько можно себе представить, как это было в субботу, когда российские повстанцы двинулись маршем на Москву, а Путин бежал, его ответом была попытка сменить традиционную тему.
Стоит подчеркнуть, что в субботу угроза лично ему и его режиму была реальной. И риск, и унижение были несравненно выше всего, что могло произойти в Украине. По сравнению с властью в России земля в Украине не имеет значения. После того, что мы только что видели, никто не должен спорить с тем, что Путин не может быть загнан в угол в Украине и принять какое-то ужасное решение. Его нельзя загнать в угол в Украине. Его можно загнать в угол только в России. И теперь мы знаем, что он делает, когда это происходит: записывает речь и убегает.
Никто пока не знает, в чем заключалась сделка между Путиным и Пригожиным. В России ходят слухи, что Сергей Шойгу, главная мишень Пригожина, будет вынужден уйти в отставку после обвинений в какой-то коррупции или чем-то ином. Есть сообщения, что Пригожину давали повод для беспокойства за жизнь собственной семьи членов и других лидеров Вагнера. Лично я думаю, что одним из элементов были деньги. 1 июля Вагнер должен был прекратить свое существование как отдельная организация, по крайней мере, формально. Она, как и все частные армии, должна была подчиниться Министерству обороны, то есть Шойгу. Это объясняет, я думаю, время мятежа. Если бы Вагнер перестал работать, как прежде, Пригожин потерял бы много денег. Небезосновательно предположить, что он двинулся на Москву в тот момент, когда у него еще была огневая мощь, чтобы произвести последний выстрел. Здесь могут помочь метафоры мафии. Маршируя из Ростова-на-Дону в Москву, Пригожин ломал один рэкет защиты (от лица государства — прим.) и предлагал другой (свой собственный — прим.) Исходя из этой логики, мы можем представить предложение Пригожина Путину так: я развертываю большую силу, и теперь я требую от вас денег за охрану. Если хотите продолжать свой рэкет (российского населения — прим.), расплатитесь со мной, пока я не доехал до Москвы.
6. Основными участниками действа были фашисты, а фашисты могут враждовать.
Мы редко используем термин «фашист», так как русские (особенно русские фашисты) используют его для обозначения своих врагов, что сбивает с толку; и кажется как-то неполиткорректно его использовать. И еще по одной причине: в отличие от итальянцев, румын и немцев 1930-х годов путинский режим использовал огромные доходы от углеводородов для влияния на западное общественное мнение. И все же, если сегодня в России не фашистский режим, то действительно трудно понять, какой режим тогда фашистский. Путинская Россия явно более фашистская, чем Италия Муссолини, придумавшая этот термин. Российские фашисты были в авангарде обоих вторжений на Украину, как на поле боя, так и в пропаганде. Сам Путин на каждом шагу употреблял фашистские выражения.
Однако Пригожин был более эффективным фашистским пропагандистом во время этой войны, стратегически используя символы насилия (кувалда) и образы смерти (кладбища, настоящие трупы), чтобы укрепить свою позицию. Вагнер включает в себя очень большое количество откровенно фашистских борцов. Конфликт Вагнера с Шойгу имеет расистский подтекст — на провагнеровских Telegram-каналах его называют «тувинским дегенератом» и тому подобное.
Тем не менее, разница между фашистами может показаться очень значимой, когда это все, что предлагается, и совершенно ясно, что многие россияне были глубоко затронуты столкновением двух фашистских лагерей. При этом важно указать разницу между путинским и пригожинским фашизмом и фашизмом 1930-х годов. Эти двое очень заботятся о деньгах, чего не было в первом поколении фашистов. Это олигархические фашисты («олишисты» — отлично, прим.) — порода, на которую стоит обратить внимание здесь, в США.
7. Разобщенность населения в России, вероятно, сохранится.
Некоторые русские ликовали, когда Вагнер сбивал русские вертолеты, а другие были поражены, что им это удалось. Одни русские хотели действий, другие не представляли перемен. Большинству россиян, вероятно, все равно (постоянно это подчеркиваю — прим.) Путинский режим, как всегда, попытается сменить тему, но сейчас ему не хватает наступательной мощи в Украине (без Вагнера), а значит, и способности устраивать спектакль. Русская пропаганда уже обернулась против Вагнера, который, конечно, был вчерашним героем. Вагнера завербовал ведущий российский пропагандист Владимир Соловьев. Сын пресс-секретаря Путина якобы служил в Вагнере. Хотя это почти наверняка было ложью, но показывает, что Вагнер когда-то был престижным местом.
Русским пропагандистам может быть трудно найти героев в этой истории, поскольку по большей части никто не сопротивлялся походу Вагнера на Москву. Если Вагнер был таким ужасным, почему все просто позволили ему идти вперед? Если министерство обороны России так эффективно, то почему оно так мало сделало? Если Путин у руля, то почему он сбежал, и оставил Лукашенко даже переговоры? Если Лукашенко — герой рассказа, что это говорит о Путине?
Также непонятно, что теперь будет с Вагнером. Кремль утверждает, что его люди будут интегрированы в российские вооруженные силы, но трудно понять, почему они на это пойдут. Они привыкли, что к ним относятся с большим уважением (и им платят больше). Если Вагнер в той или иной форме останется нетронутым, трудно понять, как ему можно доверять в Украине или где-либо еще. В более широком смысле Путин сейчас стоит перед плохим выбором между терпимостью и чистками. Если он терпит восстание, он выглядит слабым. Если он очистит свой режим, он рискует еще одним восстанием.
8. Одним из преступлений Путина против России является его обращение с оппозицией.
Это может показаться опосредованным: какое отношение заключенная или ссыльная оппозиция имеет к мятежу Пригожина? Дело в том, что их тюремное заключение и ссылка означали, что они мало что могли сделать для продвижения своих идей о будущем России, хотя в противном случае это было бы прекрасным поводом для этого. Путинский режим явно изношен, но нет никого, кто мог бы об этом сказать и предложить что-то лучшее, чем очередной стареющий фашист.
Я думаю об этом на контрасте с 1991 годом. Во время попытки августовского переворота против Горбачева русские сплотились в Москве. Они могли быть или не быть сторонниками Горбачева, но они могли видеть угрозу военного переворота для их собственного будущего. Сопротивление перевороту дало России шанс начать новую жизнь, шанс, который сейчас упущен. Этому перевороту не было сопротивления, отчасти из-за систематического политического вырождения путинского режима, отчасти потому, что мужественные русские, вышедшие на улицы в 1991 году, сейчас находятся за решеткой или в изгнании. Это означает, что россиянам в целом было отказано в возможности думать о политическом будущем.
9. Это было превью того, чем закончится война в Украине.
Когда в России будет осмысленный конфликт, русские забудут об Украине и обратят внимание на свою страну. Такого не было ни разу, и это может случиться снова. Когда такой конфликт продлится дольше, чем этот (всего один день), российские войска будут выведены из Украины. В данном случае Вагнер самоустранился из Украины, а затем войска Рамзана Кадырова (Ахмата) ушли из Украины воевать с Вагнером (что им предсказуемо не удалось сделать, это отдельная история). В случае более продолжительного конфликта уйдут и регулярные солдаты. Иначе защитить Москву и ее элиты будет невозможно. Московская элита, думающая наперед, должна требовать вывода этих войск сейчас. На своем нынешнем пути Россия, скорее всего, рано или поздно столкнется с внутренней борьбой за власть. Так заканчиваются войны: когда чувствуется давление внутри политической системы. Те, кто хочет, чтобы эта война закончилась, должны помочь украинцам оказать это давление.
10. События в России (как и события в Украине) во многом определяются выбором россиян (или украинцев).
У нас в США есть империалистическая привычка отказывать обеим сторонам в этом конфликте в свободе действий. Кажется, слишком многие думают, что украинцы воюют из-за США или НАТО, хотя на самом деле ситуация совершенно противоположная: украинское сопротивление убедило другие страны помочь. Слишком многие до сих пор считают, что США или НАТО как-то связаны с личным решением Путина вторгнуться в Украину, хотя на самом деле характер российской системы (и собственные слова Путина) дают нам более чем достаточно объяснений.
Некоторые из этих людей сейчас утверждают, что путч Пригожина был спланирован американцами, что глупо. Администрация Байдена довольно последовательно работала против Вагнера. Главной связью Пригожина с США была его тяжелая работа на посту главы Российского агентства интернет-исследований и попытки добиться избрания Трампа в 2016 году. Другие изо всех сил пытаются объяснить поход Пригожина на Москву и его конец неким сложным политическим театром, целью которого было переместить Пригожина и Вагнер в Беларусь для организации удара по Украине с севера. Это нелепо. Если Пригожин действительно поедет в Беларусь, неизвестно, что он там может импровизировать. Но идея такого плана не имеет смысла. Если бы Путин и Пригожин были на условиях сотрудничества, они могли бы просто договориться о таком шаге таким образом, чтобы не повредить их репутации (и не ослабить Россию).
Путин решил вторгнуться в Украину по причинам, которые имели для него смысл в построенной им системе. Пригожин сопротивлялся Путину по причинам, которые имели для него смысл как для человека, извлекавшего выгоду из этой системы изнутри. Мятеж был выбором в рамках путинской войны выбора, и он иллюстрирует катастрофу, которую Путин принес своей стране.