Интервью и Sonderweg
Feb. 12th, 2024 07:33 amИз диалога глупыша и Карлсона уже достаточно сделано выводов, и то, что уродование истории ограниченным персонажем будет иметь неоднозначные последствия, было очевидно. Однако вряд ли можно было представить, что следующим актором, вольно трактующим новейшую историю, станут... жены мобилизованных.

Сравнившие своих мобилизованных мужей с... евреями в Германии начала 1943 года, а себя — соответственно с их немецкими женами. Проводящими регулярные митинги, предполагаю, уже под стенами Рейхстага, но пока еще не фюрербункера на Вильгельмштрассе. Послание Андреевой без купюр:
В сб 27 февраля 1943 гестапо и СС арестовали около 2000 берлинских евреев из пользовавшихся привилегиями смешанных семей. Они были свезены для депортации в здание еврейской общины на Розенштрассе 2-4. Уже в тот же день перед этим домом собрались женщины, требуя освобождения своих мужей. В течение недели сотни немок, многие с детьми, ежедневно приходили сюда, стояли круглые сутки, не пугаясь даже авианалетов. Иногда их, скандирующих "Верните нам мужей!", разгоняла полиция, но они только ненадолго расходились по ближайшим улицам и быстро возвращались. Немецких жен арестованных евреев публично оскорбляли, называя "еврейскими распутницами", "расовыми преступницами" и "предательницами". Гестапо пыталось убедить их, что, разведясь, они спасут себя и своих детей. Но нацистские власти были всерьез напуганы этим открытым протестом в центре Берлина и в итоге женщины настояли на своем, нацистский режим отступил: почти все задержанные были освобождены, некоторые уже депортированные были даже возвращены из Освенцима.
Андреева, очевидно, копипастит текст DW от 2009 года с сокращениями: вероятно, женам мобилизованных не хочется ассоциировать себя с «еврейскими распутницами», «расовыми преступницами» и «предательницами». «Другие случаи открытых протестов против нацистской диктатуры» Андреева тоже побоялась упоминать.
И совсем уж невыгодно женам оккупантов вспоминать о том, что депортация евреев из Берлина продолжалась два года, в ходе мероприятий было выслано, включая концлагеря, около 7.000 евреев, а поворотным моментом, по мнению историков, и первопричиной для начала депортации стало поражение под Сталинградом. Если перечислять все исторические нюансы, нужный женам мобилизованных сюжет совсем перестанет натягиваться на историческую фактологию. Даже потому, что именно в этот момент, как считается, стали распространяться сомнения в способности Германии одержать победу в WWII, а таким образом уж, простите, нарратив Андреевой ни в какие желаемые исторические ворота не лезет.
Более того, акция на Розенштрассе не ознаменовала конец страданиям евреев из смешанных браков, и многие из них, включая подростков-мишлингов, Гестапо повторно арестовывала и отправляла в Освенцим уже на следующий день после «освобождения». Так что если что-либо во всей этой околесице от Андреевой и можно сопоставлять с нынешней Россией, — это разновидность политического режима и методы его борьбы с недовольными.
Нет также никаких сомнений в тщетности намерений движения «Путь домой», так как мы хорошо знаем, что Гестапо реализовала свои планы по депортации евреев безотносительно событий на улице возле здания еврейской общины Розенштрассе в период с 27 февраля по 6 марта 1943 года.

Бесспорно, понимание и знание истории в сегодняшней России, как и уровень образования населения в целом, встали на какой-то особый путь (Sonderweg) — и не в последнюю очередь благодаря таксисту, артиллеристу, плотнику и баянисту. Куда особый путь завел Германию, мы хорошо знаем. В случае с Россией неизвестной остается лишь конкретная дата.