Первая часть исследования от Chris Owen /@ChrisO — независимого автора и исследователя военной истории. Автора книги «Рон, герой войны», правдивой истории военной карьеры Л. Рона Хаббарда. Интересно, в первую очередь, «западному» читателю. Адаптация с сокращениями. Лонгрид.
Россия — одна из самых коррумпированных стран мира: Transparency International (TI) ставит ее на 136-е место из 180 стран. Государственная коррупция носит эндемический характер. TI обнаружила, что в период с 2008 по 2020 год нынешние и бывшие российские чиновники владели 28 000 объектами недвижимости в 85 странах.
Коррупция — это та нить, которая скрепляет путинский режим, а деньги (в долларах или евро, естественно, а не в дешевых рублях) — его жизненная сила. И ни у кого их нет больше, чем у самого Путина — по крайней мере, около 200 миллиардов долларов, вложенных в секретные фонды по всему миру (доказано лишь частично — прим.).
Как и любое другое государственное учреждение в России, вооруженные силы пронизаны коррупцией на всех уровнях. В этом нет ничего нового: в своих «Севастопольских очерках» 1854 г. Толстой писал о русских офицерах: «Пока они на службе, их главная цель — нажить деньги».
В 1998 году генеральный прокурор России назвал Вооруженные силы России «самой коррумпированной государственной структурой в России». Скорее всего, с тех пор стало хуже. Как действует коррупция в российской армии снизу вверх? Коррупция начинается еще до того, как кто-то идет в армию. Как отметил @kamilkazani, только бедные или глупые позволяют себя призывать. Остальные выкручиваются, подкупив врача или вербовщика. Сообщается, что в 2007 году «гонорар» составлял от 5.000 до 10.000 долларов.
До 70% призванных на военную службу откупаются от нее, оставляя в вооруженных силах самых бедных и наименее здоровых. Фактически остаются военные с хроническими проблемами физической подготовки и эффективности. Генерал-полковник Владимир Михайлов заявил в 2007 году, что более 30 процентов из 11.000 человек, ежегодно призываемых в ВВС России, были «психически неуравновешенными», 10 процентов страдали от алкоголизма и наркомании, а 15 процентов были больны или недоедали.
Если вас призовут, с вами будут обращаться как с низшим из низших и безжалостно эксплуатировать старшие солдаты, известные как «dyedi» («деды»). Это может быть принуждение к проституции, неоплачиваемый труд или даже продажа собственной крови, чтобы заработать несколько рублей. В 2007 году призывники в Санкт-Петербурге рассказали российским СМИ, как служивые солдаты заставляли их оказывать сексуальные услуги влиятельным клиентам среднего возраста или подвергались пыткам. Сообщается, что молодых солдат заставляли уезжать с клиентами на их машинах. Деды вели списки «опущенных».
Другие солдаты говорили, что их «отправляли в парк на заработки». Сообщалось, что солдата можно было подобрать в центре Москвы или посетить ближайшую военную базу, где клиенты могли выбрать его за 100-500 долларов — деньги, которые доставались деду, а не призывнику. Если ты военнослужащий-контрактник, военный профессионал, ты на уровень выше, но тебя все равно эксплуатируют. Зарплаты низкие (240 долларов в месяц до «спецоперации» в Украине). Возможно, вам придется покупать собственную форму, обувь и топливо. Более новая форма и ботинки нужного размера часто недоступны, потому что они были украдены и распроданы, поэтому вам нужно будет купить их в Интернете. По иронии судьбы, излишки бывших в употреблении ботинок НАТО, как сообщается, являются фаворитами из-за их комфорта и долговечности.
Возможно, вам также придется заплатить за собственное жилье. Хотя вы получите кровать в казарме бесплатно, вы можете обнаружить, что она не отапливается, потому что деньги за электричество были украдены или по какой-либо иной причине остались невыплаченными. Не так уж весело в холодном российском климате.
Есть, однако, компенсация низкоранговому солдату или младшему офицеру — вас могут отправить на военную базу. Там предлагаются бесконечные возможности для кражи. Avito, российский аналог eBay, полон объявлений о вероятно украденных предметах военной экипировки.
Российские блогеры в настоящее время собирают деньги на покупку снаряжения для передовых войск в Украине. По иронии судьбы, многие вещи, которые они покупают, скорее всего, были украдены с российских военных складов. Это очень хорошие времена для коррумпированных квартирмейстеров.
Даже танки не застрахованы от мародерства. Когда резервные Т-72 были отправлены со складов для отправки в Украину в марте 2022 года, они, как сообщается, прибыли без электроники, оптики и даже двигателей — все разграблены или разобраны. Сообщается, что только 1 из 10 можно было использовать. В одном примечательном случае 72-тонный сборный командный бункер «Панцирь-2ПУ» был украден с военной базы в Мяглово Ленинградской области в начале 2020 года и сдан на металлолом.
В аналогичном инциденте подводник Северного флота похитил части приборов управления реактором атомной подводной лодки. Он украл и продал реостаты из очень дорогого палладиево-ванадиевого сплава, но при этом вывел из строя реактор. Не самая хорошая идея!
Перейдём к офицерам среднего звена. Жизнь на этом уровне намного проще, так как вы можете подписывать контракты, командовать войсками и наблюдать за базами. В званиях от майора до полковника возможностей для коррупции гораздо больше.
Ваши привилегии могут включать в себя использование новобранцев для строительства вашей дачи или найма для работы на строительных площадках, полях или фабриках. Естественно, призывники за эту работу не получают вознаграждения. Такого рода оскорблений не избежали даже элитные ракетные войска России. У вас также есть возможность украсть заработную плату ваших подчиненных, так как им платят наличными. Или манипулировать бюджетными ассигнованиями, чтобы потребовать деньги на несуществующий дополнительный персонал и прикарманить разницу. Несуществующие войска известны как «мертвые души» по классической поэме Гоголя.
В «Мертвых душах» нет ничего нового. В 1854 году газета «Экономист» отмечала, насколько русские силы в Крымской войне были маломощны. «Русские армии часто являются армиями только на бумаге...»
«Полковники... и офицеры... прямо заинтересованы в том, чтобы иметь как можно больше на учете и как можно меньше на поле, — поскольку они прикарманивают жалованье и паек из разницы между этими цифрами.» Примечательно, что российская армия не знает, сколько у нее солдат. В 2001 году генерал Николай Кормильцев заявил, что в армии было всего 82% штатного состава, что было расценено как большое достижение. С тех пор вряд ли ситуация улучшилась. Цифры, просочившиеся в газету «Новые Известия» в 2003 году, показали, что в вооруженных силах было не менее 30.000 «мертвых душ».
Дело 2012 года полковника Сергея Устинова и майора Овика Бабаяна, двух офицеров Восточного военного округа, иллюстрирует, как работает эта афера. Бабаян отвечал за обеспечение питанием войск под командованием Устинова. Он подделал документы, подписанные Устиновым, свидетельствующие о том, что кормят на 29.000 солдат больше, чем на самом деле существует. Супруги (ох уж эти переводчики: ладно «пара» — не супруги, прим.) прикарманили 6 миллионов рублей на подкормку излишков «мертвых душ».
По оценкам исследователей, каждый десятый российский офицер коррумпирован. Военные закупки особенно изобилуют коррупцией. Рассмотрим сначала дело полковника Сергея Серкина, бывшего начальника снабжения Северо-Кавказского военного округа. Всего за два года на своей должности полковник Серкин приобрел несколько квартир, дом и автомобиль Audi общей стоимостью около 200.000 долларов. Одной из его схем было получение взяток за покупку 3.500 тонн низкокачественной трески, обычно используемой в качестве корма для скота, для армейского пайка. Другой офицер, полковник Евгений Пустовой, занимал должность начальника отдела закупок бронетехники. В январе 2022 года он был осужден за кражу более 13 миллионов долларов путем подделки контрактов на поставку аккумуляторов в период с 2018 по 2020 год.
Два офицера ВВС, подполковник Владимир Сторожук и старший прапорщик Иван Толкачев, вели в Кубинке прибыльный рэкет, продавая запчасти для самолетов и боеприпасы. Они были пойманы после попытки продать сверхсекретные компоненты Су-27 за 250.000 долларов. Более крупная «офицерская банда» действовала на военном аэродроме Малино примерно в 88 км к юго-востоку от Москвы. Они широко торговали авиационными двигателями, оборудованием и ракетами класса «воздух-воздух», зарабатывая миллионы долларов в год до ареста.
В Дальневосточном военном округе полковник Александр Бережной служил в отделе продовольствия Минобороны России, прежде чем был арестован по обвинению во взяточничестве в 2017 году. Он заработал 368 миллионов рублей на заключении выгодных контрактов с местными предпринимателями, которые его подкупили.
Еще одна афера — оруэлловская «добровольно-принудительная реквизиция». Из-за бюрократии и коррупции заявки на оборудование и расходные материалы часто поступают медленно. Таким образом, чтобы компенсировать разницу, офицеры вынуждены оплачивать собственное снаряжение и служебные поездки. В одном из уголовных дел командир и капитан гвардии вымогали у своих подчиненных более 137 000 рублей «на нужды дивизии», угрожая в противном случае «написать рапорт о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей». Скорее всего, они прикарманили деньги.
Следует отметить, что вышеперечисленные случаи, о которых сообщалось в российских СМИ, подвергшихся жесткой цензуре, являются лишь верхушкой айсберга. Большая часть случаев никогда не выявляются, а если и обнаруживаются, то никогда не преследуются по закону или просто скрываются.
Следующая часть этой темы будет посвящена коррупции в армии на высоком уровне. В случае блокировки будет публиковаться на других ресурсах (копии постов — всегда на Dreamwidth). Продолжение следует.